Великие имена. Династия Туполевых
20 мая 2025
"Успехи и высокий авторитет отечественного авиастроения – это в огромной степени заслуга легендарной династии Туполевых. Выдающийся конструктор, Алексей Андреевич много сделал для того, чтобы и в новом тысячелетии наша авиационная техника занимала передовые рубежи."
Президент России Владимир Путин
Андрей Николаевич Туполев – советский авиаконструктор, ученый, доктор технических наук. Под его руководством создано более 100 типов самолетов, на которых установлено около 80 мировых рекордов.
Достижения конструктора Андрея Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой сопоставимы со вкладом Сергея Королева в ракетостроение. Андрей Николаевич разработал более сотни моделей самолетов и стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов.
Под руководством Туполева было создано около 50 оригинальных самолетов, на которых было совершено почти сто мировых рекордов скорости, грузоподъемности и дальности перелета. Именно на его самолете совершил свой уникальный перелет Валерий Чкалов. В 1954 году Туполев создал ТУ-114, самолет-легенду, который не имел аналогов по экономической эффективности и надежности, и стал лидером мировой гражданской авиации. А в 1955 году совершил свой первый полет первый советский реактивный гражданский самолёт — Ту-104.
В первой половине 1957 года в Конструкторском бюро Туполева был организован специальный отдел «К», руководство которым было поручено Алексею Андреевичу - сыну Андрея Николаевича. Перед новым структурным подразделением стояла ответственная задача по созданию беспилотных авиационных комплексов. Именно с этого момента началась активная разработка изделия «С», более известного как Ту-121. Технологии, разработанные для Ту-121, послужили фундаментом для создания последующих летательных аппаратов. Работы отдела Алексея Туполева стали важным этапом на пути к созданию более совершенных беспилотников, заложив основы советской разведывательной авиации.
В начале 1960-х годов Алексею Андреевичу было поручено важное задание — проектирование первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета. Амбициозный проект стал настоящим вызовом для советского авиастроения, требовавшим принципиально новых технических решений и смелых инженерных подходов.
В результате 31 декабря 1968 года совершил свой первый испытательный полет самолет Ту-144, запечатлев эту дату в истории мировой авиации как день первого в мире полета сверхзвукового транспортного воздушного средства. Это событие произошло на два месяца раньше, чем аналогичный старт британо-французского сверхзвукового лайнера «Конкорд». А 5 июня 1969 года Ту-144 вновь вошел в историю, впервые в мировой транспортной авиации преодолев звуковой барьер. Эти достижения стали триумфом советской авиационной науки и доказали лидирующие позиции СССР в области сверхзвуковых пассажирских перевозок. Многие инновационные решения в области аэродинамики, компоновочных схем, а также принципы проектирования бортовых систем и агрегатов впоследствии были применены при создании стратегических бомбардировщиков Ту-22М и Ту-160.
Естественная смена поколений привела к тому, что в 1973 году, вскоре после кончины отца, Алексей Андреевич Туполев был назначен на должность генерального конструктора.
Параллельно с работой над серийной версией сверхзвукового лайнера Ту-144 А.А. Туполев активно участвовал в модернизации летных характеристик стратегических бомбардировщиков Ту-22М2 и Ту-22М3, занимался разработкой Ту-95МС, а также курировал ввод в эксплуатацию пассажирского самолета Ту-154Б. За успешное создание модификации Ту-154Б Туполев-младший был удостоен Ленинской премии. Под его руководством Конструкторское бюро продолжило создавать революционные и прорывные проекты.
В 1970-е годы начались научные работы по конструированию самолета, одна из силовых установок которого работала на криогенном топливе — жидком водороде. В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию такой машины. Базой для экспериментального лайнера стал пассажирский Ту-154. 15 апреля 1988 года машина под названием Ту-155 поднялась в небо. Это событие вошло в историю как первый в мире полет на криогенном топливе.
Также, благодаря разработкам Алексея Андреевича, страна увидела самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла Ту-160, который и по сей день остается непревзойденным образцом инженерной мысли, и вместе с его глубоко модернизированным вариантом Ту-160М является неотъемлемой частью стратегической ядерной триады России.
Еще одним важным проектом, инициированным А.А. Туполевым, стал высокоэкономичный самолет Ту-334.
В настоящее время предприятие бережно хранит традиции отечественной авиационной школы, осуществляя выпуск и обслуживание: Ту-160М — межконтинентальный сверхзвуковой стратегический ракетоносец, Ту-95МС — турбовинтовой стратегический ракетоносец, Ту-22М3 — дальний ракетоносец-бомбардировщик, Ту-214 — современный пассажирский самолет. Эти машины продолжают нести службу, являясь живым свидетельством непреходящей ценности конструкторских решений, заложенных их создателями.
Сегодня на нашей встрече, посвященной 100-летию со дня рождения Алексея Андреевича Туполева, наши участники - ребята 3 "А" класса Зональненской СОШ познакомились с биографией авиаконструктора, его разработками и достижениями. Посмотрели документальный фильм о его знаменитом отце - Андрее Николаевиче Туполеве – основоположнике авиационных разработок. На предложенном мастер-классе сделали модель знаменитого Ту-144.
Н.С. Шубенкина